Часть 3. Фотосъемка пейзажа.

Подробное теоретическое изучение и практическое освоение особенностей фотосъемки пейзажей, входит в следующие курсы фотографии  и мастер-классы:

 

Часть 3. Съемка пейзажа. 
 
3.1. Объективы для пейзажной съемки.
Специфических пейзажных объективов не существует. Объективы, используемые в видовой пейзажной съемке, могут применяться и при других видах съемки, например интерьерной.
Как правило, для видовой пейзажной съемки используются объективы с углами зрения по горизонту от 45о и более. Для этих целей наилучшим образом подходят объективы с фокусным расстоянием 28-24 мм. (65о-74о).
Универсальным решением будет использование объектива с переменным фокусным расстоянием типа 17-40 мм.
Для съемки удаленных « пейзажных» объектов, используются длиннофокусные объективы с фокусными расстояниями в диапазоне 70 – 300мм.
Также для получения интересных «закрученных» пейзажей, применяют объективы «рыбий глаз», у которых угол обзора может достигать 180о.
Все объективы для пейзажной съемки должны давать резкую картинку.
Используемый диапазон диафрагм, как правило, от f8 до f22, т.к. чем больше диафрагменное число, тем больше глубина резкости. К вопросу о глубине резкости мы вернемся чуть ниже.
 
3.2.Общие вопросы.
Самые красивые пейзажи могут быть рядом с Вами. Попробуйте посмотреть на окружающий мир в ранние утренние часы, или вечерние,   когда солнце совсем по другому расцвечивает, казалось бы, привычные нам виды. Такие природные явления как утренний туман, лучи солнца, пробивающиеся через тучи и многие другие способны сделать Ваш пейзаж необычно красивым и привлекательным для стороннего глаза.
В пейзажной фотографии, выделяют два направления:
1)Видовая фотография (для каталогов, открыток, календарей) – это документальная фотография пейзажа, отображающая его без искажений. Но при этом обладает выразительностью и красотой.
2)Художественная пейзажная фотография – направление пейзажной фотографии, в которой допускается изменение линейной, пространственной и цветовой композиции картины. Одним из способов такой трансформации – обработка Видовых изображений в фотографических редакторах.
 
3.3.Пейзажи в разные времена года.
Зимний пейзаж.
 
Самые лучшие снимки зимой можно получить в ясную солнечную погоду, сразу после восхода солнца или днем, когда появляются длинные тени. Лучшие снимки в больших городских парках, за городом, особенно после снегопада. В зимние время не так часто бывают солнечные дни, особенно приходящиеся на выходные, поэтому нужно использовать каждую благоприятную возможность для съемки зимних пейзажей.
Весенний пейзаж.
Весной достаточно быстро происходят изменения с природой, начиная с таяния льда, заканчивая распустившимися листочками на деревьях. Поэтому весной гораздо больше вариаций в передаче пейзажей. Лучшие снимки опять таки можно получить в ясную солнечную погоду, когда солнце находится по ту или иную сторону от зенита.
Летний пейзаж.
Лето, пожалуй, самое благоприятное время для съемки пейзажей. Хорошие снимки можно получить не только в ясную солнечную погоду, но в облачную. Особенно хороши пейзажи в рассветное и закатное время, при наблюдаемом явлении – смены погоды, когда надвигается грозовой фронт и т.п.
Осенний пейзаж.
Самые красивые фотографии можно получить в период, когда листья деревьев и кустарников окрасились в яркие желтые, красные тона, в ясную погоду с использованием фона – синего неба. Но и в пасмурную погоду можно получить хорошие снимки, передаваемые осеннюю грусть. Рекомендации по времени дня практически такие же, как и для остальных времен года. Но не бойтесь экспериментировать…
 
Выбираясь на природу, не забудьте, позаботится о комфортной одежде для себя.
Взять все, что Вам может, пригодится для съемки. (штатив, необходимые фильтры, дополнительный аккумулятор и т.д.) При перемещении фотоаппарата из тепла на холод или наоборот не доставайте его из сумки некоторое время (до 20 минут), т.к. это может плохо сказаться в будущем на его работе.
3.4.1. Линия горизонта. 
На фотографиях где видна линия горизонта, она должна быть параллельна основанию кадра и находится от верхнего или нижнего края кадра на уровне примерно 1/3 от высоты кадра. Это исходит из правила «золотого сечения» о котором шла речь в одном из предыдущих выпусков.
Типичные ошибки начинающих фотографов: заваленная линия горизонта, линия горизонта делящая кадр пополам.
 
3.4.2. Передний план.
Чтобы сделать снимок более интересным и придать ему глубину, желательно включать на передний план какой-либо объект. Например, для морских пейзажей, это может быть большие камни или набежавшая волна, рыбацкая лодка, мостик, дерево….
Для пейзажей средней полосы – куст, дерево, цветы…
 
3.4.3. Направляющие линии.
Присутствие направляющих линий, помогают взгляду как бы пройти по кадру, делают снимок более интересным. Такой линией может быть извилистая или уходящая под углом к кадру дорога, излучина реки, забор, линия деревьев, столбов, железная дорога…
Наиболее эффектны для восприятия линии идущие из нижнего левого края кадра по диагонали к верхнему правому. Такие линии усиливают передачу глубины и масштаба.
 
3.4.4. Небо и освещение.
В случае, если небо имеет однотонную окраску (синее, серое), старайтесь, чтобы оно в кадре занимало как можно меньше места, в отдельных случаях, его вообще можно исключить из кадра.  За исключением случаев, когда вы заранее планируете поправить дело с использованием фото редактора.
В пасмурную погоду редко удается получить хороший пейзаж из-за освещения не дающего теней и скучного пасмурного неба, за редким исключением, когда проявляются другие явления природы, например туман.
 
3.4.5.Объекты на пейзажной фотографии.
Как написано выше, объекты на переднем плане могут оживить пейзаж, придав ему глубины. Но лишние объекты могут испортить кадр, отвлечь внимание от восприятия пейзажа. Такими объектами могут быть люди, животные, машины…
 
3.4.6.Динамика кадра.
В отдельных случаях, можно показать не статический, а динамический пейзаж.
Если в кадре присутствуют волны, потоки воды, бегущие облака, сгибающиеся от ветра деревья, попробуйте сделать фотографию с увеличенной выдержкой, ваша фотография станет более эффектной. При этом съемка должна, естественно вестись со штатива.
Величина выдержки зависит от освещенности, но ее можно увеличить и в светлое время суток, применив соответствующий светофильтр.
 
3.4.7. Объем фотографии.
Для лучшей передачи глубины фотографии, придании ей трехмерности, необходимо производить съемку при боковом освещении, в то время суток, когда солнце дает длинные тени., т.е. в утренние или вечерние часы.

3.4.8. Точка съемки.
Вид получаемой фотографии пейзажа зависит от выбора точки съемки.
Поэтому рекомендуется исследовать местность в которой вы собираетесь фотографировать, и сделать несколько кадров с различных точек. Иногда небольшое изменение вашего начального места, может дать совершенно другой вид на пейзаж.

Часть 3.5. Освещение в пейзажной съемке.
 
Вопросы освещения частично затрагивались в предыдущих выпусках.
Подведем краткие итоги.
Наиболее привлекательными для зрителя являются те виды освещения, которые зритель в повседневной жизни не видит или видит редко, а именно:
-освещение при рассвете;
-освещение в вечернее время и при закате солнца;
-освещение в облачную погоду с пробивающимися лучами солнца и/ или активными тенями от облаков;
-рассеянное освещение при проявлении тумана;
-другие пограничные случаи естественного освещения.
 
Наиболее выигрышным с точки зрения придания фотографии объема является боковое или заднебоковое освещение, создающее длинные тени, подчеркивающие рельеф местности. Но в ранние часы восхода солнца и во время его заката можно получить хорошие пейзажи с солнцем в кадре.
Для получения пейзажей с хорошим динамическим диапазоном (ДД) используйте штатив и фотографируйте в режиме «экспо-вилки». Это даст Вам возможность увеличить ДД, при обработке фотографии в фото редакторе.
 
Достаточно сложно кратко изложить все особенности съемки пейзажа, но пользуясь несложными правилами изложенными ранее, постоянно практикуясь, используя все редкие возможности запечатлеть необычность утренних, вечерних и других пейзажей, вы несомненно, кто раньше, кто чуть позже получите превосходный результат.
Много фотографируйте, анализируйте полученные фотографии, постепенно количество начнет переходить в качество.
Ну а тех из Вас, кто хочет значительно ускорить данный процесс, я приглашаю на курсы и мастер-классы, главная особенность которых – это индивидуальная работа с преподавателем, подстройка курса под каждого учащегося в зависимости от его особенностей (ведь мы все такие разные…).
 

Часть 1.1. Основные понятия (термины).
Часть 1.2. Особенности работы ЦФК в автоматическом, полуавтоматическом и ручном режиме.
Часть 1.3. Объективы. Основные виды объективов, влияние характеристик объектива на качество получаемой фотографии.
Часть 1.4. Пиксели, что это такое и на что они влияют?
Часть 1.5. Рекомендации по подходу к выбору цифрового фотоаппарата. (Наиболее общие рекомендации).
Часть 2.1.1 Портретная фотография.
Часть 2.1.2 Освещение в портретной фотографии.
Часть 2.1.3. Композиция в портретной фотографии.
Часть 2.1.4 Цвет в портретной фотографии.
Часть 2.1.5 Особенности съемки портрета на улице.
Часть 2.1.6. Особенности съемки портрета в помещении.
Часть 3. Съемка пейзажа.