Часть 2.1.2 Освещение в портретной фотографии.

 
Освещение в портретной съемке играет очень важную роль. От освещения модели, заднего плана (или фона) зависит восприятие фотопортрета в целом. Освещение может подчеркнуть, выделить или скрыть определенные анатомические особенности лица и фактуры кожи. Освещение может:
- создать 3-х мерное восприятие портрета;
-подчеркнуть черты характера;
-акцентировать внимание на определенном фрагменте фотографии…
Знание тогог, как использовать имеющееся освещение, как компенсировать недостаток освещения или его избыточность, как поставить освещение в студийных (домашних) условиях, в совокупности со знанием основ портретной композиции, позволит вам создавать хорошие портреты и выделится из «серой мысы» имеющихся портретов в Интернете, да и просто радовать своих близких и друзей хорошими работами…
<Подробно со схемами освещения и их реализацией в домашних условиях, вы можете узнать и применить на практике в курсе «Художественная фотография для начинающих фотографов» или отработать часть схем освещения в мастер классе «Студийный и постановочный портрет.>
Особенности освещения при съемке на природе (улице).
При съемке в ясный солнечный день наиболее подходящее время суток – утренние или вечерни часы, съемка на закате, когда еще или уже нет интенсивного света, и солнце дает мягкие тени.
В пасмурную погоду снимать можно практически в любое светлое время суток. Такой рассеянный свет наиболее подходит для съемки портретов.
При съемке в яркий солнечный день, необходимо выбирать слегка затененные места (тенты, листва деревьев…), чтобы избежать как глубоких теней, так пересветов и бликов на лице модели.
Не всегда при съемке на природе можно обойтись естественным освещением. В случаях, когда на лицо модели падает тень или приходится снимать против солнца (в контровом освещении) выйти из положения поможет вспышка, она уберет лишние тени, выделит модель на ярком фоне… Вспышкой нужно пользоваться аккуратно и корректировать ее мощность в зависимости от конкретной ситуации.
Для подсветки теней на лице модели можно использовать отражатель, закрепленный на штативе, который даст возможность более мягкой, направленной в нужное место подсветки по сравнению с фотовспышкой.  Для дополнительного рассеивания света применяют соответственно рассеиватель. И то и другое можно купить или изготовить самостоятельно…
Особенности освещения при съемке в помещении.
В помещении, мы как правило ограничены в выборе вариантов освещения  (за исключением случаев, когда мы заранее можем оборудовать помещение дополнительными переносными осветителями). Для создания портретов в дневное время модель можно расположить у окна, подсветку теней обеспечить за счет использования отражателя, скорректированного или отраженного света фотовспышки от потолка или стены.
В вечернее время без искусственного света не обойтись. Верхний свет не всегда дает достаточно света, поэтому в качестве основного источника можно использовать фотовспышку, создающую световой поток, отраженный от потолка или от отражателя, прикрепленного к вспышке. Вторым источником света может выступить обычная офисная лампа, дающая моделирующий поток света от отражателя, которым может выступать белая стена или лист белой бумаги.
Расстояние источника света от модели, угол и высота светового потока, а также его мощность влияют на  форму, структуру, объем создаваемого портрета. Чем ближе источник света к модели и чем ближе к центру композиции световой поток, тем более  плоским и менее интересным будет портрет. Варьируя расстоянием и/или мощностью света, углом наклона можно создавать иллюзию объема, подчеркивать определенные черты характера модели, скрывать мелкие дефекты лица или подчеркивать определенные анатомические особенности портретируемого.
Использование источников с разной световой температурой может, как помешать созданию портрета, так и наоборот, подчеркнуть объем или «авангардность» портрета.
Виды освещения, применяемые в портретной фотографии.
Основные виды света:
Рисующий свет;
Заполняющий свет;
Моделирующий свет;
Контурный (контровой) свет;
Фоновый свет;
Выравнивающий свет.
 
По расположению к объекту съемки:
-переднее;
-передне- боковое;
-передне-диагональное;
-переднее-нижнее;
-боковое;
- задний;
- задне-верхний;
- задне-боковой;
-задне-нижний.
 
 
Использование данных видов света и их комбинация дают возможность реализовать любые задумки фотохудожника. Часть данных видов света легко реализовать в домашних условиях без использования специального фото осветительного оборудования.
<В фотокурсе "Художественная фотография для начинающих" рассматривается вопрос свето-теневой композиции в портретной фотографии.>

Схемы освещения.

<8-мь наиболее часто встречающихся схем освещения, рассматриваются в курсе «Художественная фотография для начинающих», часть из них отрабатывается на практике.>
 

Часть 1.1. Основные понятия (термины).
Часть 1.2. Особенности работы ЦФК в автоматическом, полуавтоматическом и ручном режиме.
Часть 1.3. Объективы. Основные виды объективов, влияние характеристик объектива на качество получаемой фотографии.
Часть 1.4. Пиксели, что это такое и на что они влияют?
Часть 1.5. Рекомендации по подходу к выбору цифрового фотоаппарата. (Наиболее общие рекомендации).
Часть 2.1.1 Портретная фотография.
Часть 2.1.2 Освещение в портретной фотографии.
Часть 2.1.3. Композиция в портретной фотографии.
Часть 2.1.4 Цвет в портретной фотографии.
Часть 2.1.5 Особенности съемки портрета на улице.
Часть 2.1.6. Особенности съемки портрета в помещении.
Часть 3. Съемка пейзажа.